Сегодня я представляю статью про португальские сладости нового автора — Марины Йоргенсен. Тем, кто интересуется португальской кухней, а особенно сладкой ее частью — будет интересно.
Итак, я хочу представить в блоге «Моя любимая Португалия» нового автора – Марину Йоргенсен. Я знаю Марину уже несколько лет. Марина — автор статей, опубликованных как на онлайн порталах, так и в традиционных «бумажных» журналах.
Она хорошо знает и любит Португалию, и давно чувствует здесь себя как дома.
Помимо Португалии, Марина успела пожить в таких странах как Дания, Китай, Саудовская Аравия и некоторых других – география обширна.
И так как она живет в других странах не по 1-2 недели, а по несколько месяцев, поэтому может составить далеко не поверхностное мнение о стране и ей всегда есть что рассказать интересного. Совсем скоро у Марины в издательстве ЭКСМО выходит первая книга «Счастье как способ путешествия», действие сюжета которой разворачивается в Лиссабоне.
Я выражаю надежду на наше долгосрочное сотрудничество, особенно жду статей про отдых в Португалии с детьми, т.е. семейный отдых.
Кулинарные достопримечательности Португалии: монастырские сладости —
Doces conventuais
или
Сладкая жизнь по-португальски.
Автор статьи: Марина Йоргенсен
Португальские сладости (doces-досеш) сладкие. Очень сладкие! И этому есть логическое объяснение. Главные ингредиенты многих традиционных португальских сладостей – это сахар и яичные желтки. Еще важным ингредиентом португальских сладостей является миндаль. Его в Португалию примерно тысячу лет тому назад завезли мавры. И сахарный тростник тоже именно они привезли на португальскую землю. Ну а традиция использовать для изготовления сладостей сахар в комбинации с яичными желтками берет свое начало в средневековых португальских монастырях. Поэтому и в современном языке самые вкусные, самые традиционные и самые любимые португальцами сладости так и называются: «монастырские сладости» (doces conventuais — досеш конвентуаиш).
В средние века португальские монастыри процветали. В тот же период в среде зажиточных и даже богатых португальских семей прижилась общеевропейская традиция отправлять своих дочерей в женские монастыри для получения образования, обзаведения полезными в хозяйстве навыками и хорошими манерами. Хозяйство в те времена было по большей части натуральным, поэтому в качестве «приданного» (оплаты за постой и получение образования) обычно использовались продукты. В том числе и куриц, которые (разумеется) несли яйца. Да и арендаторы (безземельные крестьяне) земель, принадлежавших монастырям, тоже имели привычку расплачиваться продуктами. В том числе, конечно же, и яйцами.
Но тут возникает логичный вопрос: почему именно желтки являются главным ингредиентом большинства «монастырских» сладостей? Ответ прост и даже немного парадоксален. Дело в том, что в те времена яичным белком крахмалилась одежда и еще он активно использовался для выведения винных пятен. В любом среднестатистическом монастыре того времени прачечная была всегда загружена работой под завязку. Следовательно белков использовалось много. И желтков, соответственно, оставалось тоже много. Просто выбрасывать ненужные желтки португальские монашки сочли верхом нерациональности. Вместо этого они придумали как их утилизировать. Так и родились на свет doces de ovos – досе де овуш (название, объединяющее все «яичные сладости»). Среди них – fios de ovos (фиуш де овуш), trouxas d’Ovos (трошаш де овуш), Lanpreia d’Ovos (Ланпрейя де овуш), toucinho-do-céu (тосинью ду сеу), ovos moles (овуш молеш) и многие другие замечательные, тающие во рту «яичные монастырские сладости».
Если вы увидите в кондитерской желтый крем в качестве начинки или покрытия для многих сладостей, то знайте, в 99% случаев это именно doce de ovo, а не что-то фруктовое, как может показаться.
Разумеется, монастырские сладости – это не только те, что приготовлены из желтков. Их вариаций настолько много даже в наши дни, что перечислить и типологизировать их необычайно сложно. И все-таки такие попытки предпринимаются и весьма успешно. Многие монастыри смогли пронести свои традиции через века и по-прежнему в их стенах производятся многочисленные сладости по старинным (многовековым!) рецептам. Ну а чтобы поддерживать интерес к этой сладкой и, безусловно, важной теме, в Португалии то тут, то там проводятся фестивали, посвященные «монастырским сладостям». Один такой фестиваль (а именно XVI Mostra International Doces & Licores conventuais – Шестнадцатая Международная выставка монастырских сладостей и ликеров) прошел в ноябре в городе Alcobaça (Алкобаса). На фестивале, проходившем на территории Монастыря Святой Марии (Convento Santa Maria – входит в Список всемирного наследия ЮНЕСКО), собрались более тридцати участников из все уголков Португалии а также из Франции и Бельгии. Кстати, прочитать про сам монастырь Св.Марии в Баталье вы можете в этой статье.
В наши дни традиционные монастырские сладости производят не только монастыри, но и кафе-кондитерские а также те, кто в русском языке иногда скрывается за безликим «пищевая промышленность». Такие компании – это, обычно, семейный бизнес. Потомки тех самых обучавшихся в монастырях благородных девиц из благородных семейств. Сейчас эти рецепты являются коммерческой тайной и бережно хранятся за семью печатями. Типичный пример – знаменитые на всю Португалию pastéis de Belém. Беленские пирожные. Рецепт этих пирожных известен всего трем людям. Если один из них выйдет на пенсию, его место займет другой. Почти как формула Кока-Колы. А изобрели этот рецепт монахи из монастыря Jerónimos (Жеронимуш). По крайней мере, так гласит легенда. Попробовать их можно исключительно в Antiga Confeitaria de Belém. Их посыпают сверху сахарной пудрой и корицей и подают горячими.
На первый взгляд белейнские пирожные практически ничем не отличаются от корзиночек pastéis de nata (паштеиш де ната), которые продаются везде и по всей Португалии. В обоих случаях это корзиночки из слоеного теста, наполненные чем-то типа крем-брюле. Но это только на «первый взгляд». А не на «первый укус».
Про паштел де ната можно прочитать в этой статье, а рецепт вы найдете здесь.
Если вам понравятся яичные сладости, то эти «овуш молеш» можно взять с собой домой как вкусный «сувенир».
Хорошая новость заключается в том, что для того, чтобы попробовать «монастырские сладости», совершенно необязательно посещать какой-нибудь из португальских монастырей. Что само по себе, конечно же, и познавательно, и интересно, но не всегда доступно по времени тем, кто приехал в Португалию ненадолго.
Некоторые из монастырей и кондитерских, специализирующихся на «монастырских сладостях» имеют свои точки продажи в лиссабонских шоппинг-центрах. В таких, как Vasco da Gama (Вашку да Гама) и Colombo (Коломбу). Или El Corte Inglés (Иль Корт Инглеш), в котором широко и отдельной большой витриной (недалеко от входа в супермаркет) представлена продукция кондитерской Alcȏa (Алкоа), получившей первую премию на прошедшей выставке в городе Алкобаса.
P.S. Поделитесь этой статьей с друзьями в социальных сетях. Очень возможно, что им тоже понравятся португальские монастырские сладости.
Для тех, кому кулинарная тема интересна в принципе, предлагаю прочитать на блоге и другие статьи про португальскую кухню и кулинарные достопримечательности:
Кулинарные достопримечательности Португалии: Bolo Rei или Королевский пирог. Рецепт
Кулинарные достопримечательности Португалии: Bacalhau Бакаляу – треска,
Кулинарные достопримечательности Португалии: Sopa da pedra или Суп из камня